Чтобы развивать экспортный бизнес, надо начать с правильной идеи. Мы поговорили с Антоном Хохловым, руководителем проекта по информационно-аналитическому обеспечению РЭЦ, и выбрали пять работающих направлений экспортного бизнеса.

Структура экспорта России

Экспорт России в 2016 году, по данным ФТС России, составил $285,7 млрд, несырьевой неэнергетический, по расчетам РЭЦ, – $109,1 млрд. Доля несырьевого экспорта в общем объеме в 2016 году заметно выросла, побив 12-летний рекорд и приблизившись к 40% (38,2%). При этом экспорт по итогам года сократился относительно показателей 2015-го на $57,8 млрд, или 16,8%. Такая динамика связана с конъюнктурным фактором: цены на большинство товаров российского экспорта в течение года снизились. Если же анализировать ситуации без учета ценового фактора, то будет видна положительная тенденция. По расчетам РЭЦ, в физическом выражении общий экспорт России в 2016 году вырос примерно на 2%, а несырьевой неэнергетический — более чем на 3%.

Основной вклад в отрицательную динамику несырьевого неэнергетического экспорта внесли химические товары (46% снижения) и металлопродукция (38%).

В структуре несырьевого экспорта выделяются машиностроение (25,6%) и металлургия (25,5%). Также весомые доли приходятся на химические товары (19,1%), продовольственные (14%), лесобумажную промышленность (7,3%), драгметаллы (4,1%). Рост в стоимостном выражении показали продовольствие (+6,8%), стекло, керамика и изделия из камня (+6,1%), лесобумажные товары (+2,7%), драгоценные металлы и камни (+2,4%). Все чаще выделяются российские технологические компании, отправляющие на экспорт услуги: ИТ-решения, софт для повышения бизнес-эффективности, антивирусные программы, комплексные решения для бизнеса – они учитываются в отдельной статистике.

Несырьевой неэнергетический экспорт России

Идея первая. Продукты питания

Продовольствие – это товар, на который в мире всегда существует большой спрос, его покупают и высокоразвитые США, и небольшое государство Руанда.

Россия в 2016 году стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы

Рост мировой торговли продовольствием, превысившей уже $1,2 трлн, – это долгосрочная глобальная тенденция. В этом русле находится и Россия, увеличившая в 2016 году экспорт продовольствия более чем до $15 млрд (+6,8% по стоимости и +13,6% в количестве, по расчетам РЭЦ). Речь идет как о простых продуктах, традиционных для нас, − зерне, рыбе, подсолнечном масле и новых мясе и сахаре, так и о готовом продовольствии (кондитерская продукция, консервы, напитки, макаронные изделия, мороженое и др.).

Например, российский шоколад и конфеты закупает 40 стран мира из разных регионов. Одним из основных импортеров всего за два года стал Китай – там теперь во многих супермаркетах можно увидеть продукцию под марками «Красный Октябрь», «Яшкино», «Славянка», «Коломенское». Порядка 60% экспорта «Объединенных кондитеров» («Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский», и др.) идет в СНГ, также закупают ее в Китае, Австралии и Иране. «KDV-Групп» (бренды «Яшкино», «Славянка», «3 корочки», «Кириешки», «Бабкины семечки») экспортирует продукцию в Китай, Польшу и Чехию. Недавно среди покупателей российских кондитеров отметилась и Мексика (компания Edelweiss). Экспортируют продукцию и российские компании, входящие в международные группы, – например, владимирская фабрика «Ферреро Руссия» поставляет конфеты в Бразилию и Польшу.

По данным РЭЦ, всего в 2016 году отечественные кондитеры поставили за границу 157 тыс. т шоколадных изделий на сумму $477 млн.

Так называемое базовое продовольствие (зерно, мясо, сахар, растительные масла), где счет экспортных операций идет на десятки и сотни тысяч тонн в год, требует крупных инвестиций (в этом поможет государство) и взвешенного подхода (не поскупитесь на хороших специалистов, чтобы не стать локальным Хрущевым). Небольшому бизнесу проще пробовать себя в нишевых товарах (мед, ягоды, специи и все многообразие готовых продуктов), где на первый план выйдет умение вкусно сделать, красиво запаковать и интересно преподнести. Например, одним из ярких специфических продуктов в 2016 году стал кориандр, по экспорту которого Россия заняла 1-е место в мире. Можно попробовать себя и в роли посредника, организуя процесс торговли между нашими производителями и иностранными компаниями, готовыми импортировать российский продукт, благо что и тех, и тех много (это подтверждает опыт проводимых Российским экспортным центром в разных странах мира дегустационных сессий Russian Gastroweek).

Идея вторая. Приборы и оборудование

В западной бизнес-среде есть такое выражение: «Если вам нужна одна сверхсложная уникальная вещь – обратитесь к русским, если вам нужно 10 одинаковых вещей – никогда не обращайтесь к русским». Что ж, если и правда не стоит соревноваться с Китаем в штамповке смартфонов и электрочайников, то вот на рынке сложного оборудования нам есть что продемонстрировать миру.

Россия – одна из немногих держав с собственным авиакосмическим и атомным машиностроением. Атомная электростанция, атомный ледокол, искусственный спутник Земли, пилотируемый космический корабль – все это впервые было сделано в нашей стране. Старовато? Но плоды этих достижений мы пожинаем до сих пор и не стоим на месте. Например, именно Россия первой разработала и воплотила в жизнь проект АЭС с постфукусимскими требованиями безопасности.

У России до сих пор сохраняется репутация страны сильной инженерно-конструкторской мысли. И эта мысль находит воплощение и в производстве: лазеры – в Китай, охранные системы и торговые автоматы – в Европу, ракетные двигатели и оборудование для наноисследований – в США. И это лишь несколько ярких примеров нашего экспорта. В сфере производства приборов и оборудования можно легко найти новую нишу, предложив интересное техническое решение, причем необязательно его изобретать от и до. Во многих случаях клиенту нужны станок, насос, печь, прибор, машина для решения его конкретных задач, и здесь даже небольшие компании могут дать фору мировым технологическим гигантам. А в дальнейшем подспорьем бизнесу будет сервисное обслуживание, так как покупатель часто заинтересован в долгосрочных отношениях.

Есть ряд успешных примеров по такому технологичному бизнесу. Например, компания «СиСорт» поставляет фотосепараторы в Испанию, Францию, Германию, Польшу и другие страны, компания «Уникум» – торговые автоматы в Европу, завод «Криогенмаш» – установки для сжижения газов в Китай и Индию.

Еще один интересный технологический бизнес-кейс – российская компания Yotto Group, которая производит интерактивные 5D-аттракционы ExoSkelet и ExoBox и поставляет их в Европу, Латинскую Америку и Африку. В 2011 году инженеры компании разработали уникальную технологию под названием ExoFilm, благодаря которой кинозал становится интерактивным, позволяя зрителю управлять сюжетом фильма, накапливать бонусы при помощи джойстиков. Компания также производит симулятор полета с вращением на 360° – по сочетанию возможностей и цены этот аттракцион практически не имеет конкурентов.

Идея третья. Деревообработка

Пятьдесят лет назад передовое человечество говорило о веке стали и пластмасс, природные материалы, такие как дерево или хлопок, казалось, безвозвратно уходят в прошлое. Однако не успело смениться и одно поколение, как мир озаботился экологичностью, и все натуральное стало иметь еще большую ценность, чем раньше. Потребителям всех категорий нужны деревянные дома, мебель, предметы обихода.

России в этом плане повезло: у нас крупнейшие в мире ресурсы промышленной древесины. В лесах имеются универсальные сосна и ель, износостойкая лиственница, идеальная для фанеры береза, прочные дуб и ясень, декоративные породы. Каждый год в наших лесах прирастает больше древесины, чем заготавливается, – в 3 раза! Это колоссальный потенциал, особенно с учетом того, что современная лесохозяйственная практика позволяет организовать эффективное, безущербное для природы производство даже на базе небольшой делянки.

По экспорту строительной продукции из дерева – пиломатериалов, фанеры, древесных плит, строительных деталей – Россия входит в пятерку ведущих стран.

В 2016 году поставки, по расчетам РЭЦ, составили около $5 млрд, увеличившись на 4,3%. Под боком у России несколько лесодефицитных рынков: Восточная Азия, Казахстан, среднеазиатские республики, Ближний Восток, Северная Африка. Но наша продукция востребована и в Европе, и в Северной Америке, и даже в Австралии – есть где развернуться не только крупному бизнесу, а и малому и среднему.

Интересный бизнес-кейс в данном направлении – компания «Современные технологии обработки древесины», которая занимается производством высокопрочного многослойного клееного бруса из шпона — Ultralam™ LVL (laminated veneer lumber). Производство осуществляется на заводе «Талион Терра» в Тверской области в городе Торжке. Это самый крупный завод такого профиля в Европе с производительностью 150 тыс. м3 в год. Сегодня 75% объема продукции Ultralam отправляется на экспорт. Товар сертифицирован во многих странах мира и поставляется в 30 стран всех регионов, а крупнейшими покупателями выступают Австралия, ЕС, Саудовская Аравия и США.

Скромнее наши позиции в экспорте деревянной мебели, предметов интерьера, кухонных принадлежностей и других потребительских изделий. И здесь открывается море возможностей, прежде всего для малого и среднего бизнеса. Сибирь и тайга – глобальные бренды, и всем понятно, что русское дерево – натуральное, качественное, стоящее. Осталось этим воспользоваться! Например, Россия – практически единственная страна, у которой Китай закупает палочки для еды, почти на $10 млн в год.

Идея четвертая. Одежда и аксессуары

Сегодня западные потребители активно реагируют на предложения аутентичных товаров, товаров с выдающимися свойствами, оригинального дизайна. Это не только одежда и обувь, но и сувенирная продукция, бижутерия, аксессуары, оригинальные предметы декора и дизайна, причем все эти категории товаров хорошо продаются по каналам электронной коммерции на популярных маркетплейсах. Согласно совместному исследованию DataInsight и PayPal, рост розничного онлайн-экспорта в России в 2016 году происходил быстрее локального рынка и составил 32%, объем продаж достиг $2 млрд.

В онлайн-торговле средний чек, как правило, выше, чем при обычных покупках.

Источник: PayPal

Успешные примеры российских производителей, экспортирующих онлайн, – компания «ХИЗ», создатели детских трехмерных конструкторов «Фанкластик», производители детской одежды Choupette и марка Black Star, под которой выпускаются одежда, аксессуары и сувениры.

Набирает обороты мода на коллекции российских дизайнеров. С точки зрения качественной авторской одежды российские производители одежды являются весьма конкурентоспособными, так как отличаются нестандартной подачей и оригинальным колоритом. Яркий кейс малого бизнеса в аксессуарах – красноярский бренд деревянных очков и бизнес-подарков Brevno: сегодня заказы в компанию приходит из США, Германии, Италии, Марокко, Кореи и других стран.

Идея пятая. Разработка мобильных приложений

Рост популярности мобильных приложений – глобальная тенденция. Нельзя сказать, что эта статья экспорта для России сегодня существенна, однако рынок специализированных программ для смартфонов как раз может стать «голубым океаном», вашим путем к бизнес-успеху.

Как показал опыт россиянина – создателя Prisma, приложения для обработки фотографий в стиле художников, такой бизнес может стать очень успешным с точки зрения экспортных возможностей. По данным системы аналитики App Annie, за девять первых дней работы приложение Prisma стало одним из самых скачиваемых в 10 странах мира – России, Белоруссии, Эстонии, Молдавии, Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Латвии, Армении, Украине.

Поделиться статьей