С шоколадом «Алёнка» выросло несколько поколений советских и российских детей, иностранные дипломаты и студенты российских вузов вспоминали о нем, вернувшись на родину, а для китайских туристов визит в фирменный магазин до сих пор остается одним из обязательных пунктов программы. Тщательно проработанная рецептура плиток и соблюдение стандартов позволили шоколаду сохранять популярность больше пяти десятилетий.

Если в Европе и США «Алёнку» воспринимали и воспринимают скорее как советскую экзотику, то в азиатских странах — Китае, Японии, Индонезии — популярность этой плитки и российского шоколада в целом объясняется другими причинами. Китайцы считают его более качественным и «здоровым» вариантом по сравнению с собственной продукцией благодаря ГОСТам, японцев потрясают размеры плиток, индийцев и индонезийцев — качество и процент содержания какао.

В то же время текстура и вкус классической «Алёнки» ближе и понятнее западным потребителям, чем другие виды российского шоколада. Директор Ассоциации производителей шоколада (США) Джеймс Джонсон так описывал отличия российского шоколада для американских потребителей: «Он более зернистый, поскольку в него кладут больше какао. И менее сладкий».

В КНР «Алёнку» заново распробовали после летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, а к прошлому году Китай вошел в число лидеров по объемам закупок российских кондитерских изделий. Знакомая обертка стала чаще мелькать в китайских и гонконгских магазинах, включая небольшие продуктовые лавки.

Российский ритейлер АБК в 2015 году договорился о поставках отечественных продуктов в Китай и их продаже через интернет-гипермаркет Tmall.com, являющийся частью холдинга Alibaba. В списке товаров были и шоколадки «Алёнка». Общая численность целевой аудитории в Китае оценивалась в 130 миллионов человек, а объемы экспорта предполагалось нарастить до $60 млн за три года.

Группа «Объединенные кондитеры», в которую входит фабрика «Красный Октябрь», в 2016 году увеличила объем реализации продукции в КНР в 2,5 раза, а в 2017-м планируется дальнейшее расширение ассортимента на рынке Китая. Запланирован запуск новых брендов и целых категорий кондитерских изделий, в первую очередь шоколадных конфет в коробках. В целом поставки российских сладостей в Китай в прошлом году выросли десятикратно.

История «Красного Октября» началась в 1851 году, тогда это была небольшая кондитерская мастерская немца Эйнема на Арбате. Нынешнее название предприятие получило в 1922 году, уже после национализации. Плитка «Алёнка» впервые появилась в 1966 году, решая задачу производства родного, вкусного и недорогого шоколада для всех. Рецепт высчитывали два года, чтобы наверняка: молоко сухое — 20%, сахар — 35%, какао-масло — 15%, какао тертое, эмульгатор лецитин. И всё, больше никаких добавок или ароматизаторов.

Сначала было всего два варианта плитки — темный и молочный шоколад. Во времена СССР завод «Красный Октябрь» расширил ассортимент до более 50 видов. Сейчас под маркой «Алёнка» выпускается свыше 30 наименований продукции, включая шоколад с разноцветным драже, карамель и вафельный торт.

Миловидная розовощекая девочка с широко распахнутыми глазами на обертке помогает поддержать имидж лучшей «детской» плитки. По мнению партийных экспертов, с этой задачей она справляется намного лучше «Алёнушки» Васнецова, которая согласно изначальному замыслу должна воплощать счастливое детство, но была признана слишком бледной и босоногой.

Для СССР импорт какао-бобов был частью политической экономии, а шоколад на экспорт — имиджевым товаром начиная примерно с 1960 года. Основными поставщиками какао-бобов и какао-масла в советское время были страны Африки (Нигерия, Гана, Камерун) и — в меньшей степени — Латинской Америки (Бразилия и Эквадор). В обмен на какао-бобы они получали оружие, станки, цемент, удобрения. Примечательно, что роль нынешнего «короля» рынка какао Кот-д’Ивуара в структуре импорта какао-бобов СССР была незначительна: поставки начались в 1959 году, но в 1961-м были внезапно прекращены из-за резкого охлаждения в отношениях двух стран; в следующие десятилетия эта история повторилась еще несколько раз.

После распада СССР для отрасли наступили тяжелые времена, но уже в 1996 году началось восстановление производства шоколада в РФ. В 2010 году Россия поставила за рубеж почти 100 тысяч тонн шоколада и шоколадных конфет на $387 млн, а в 2016 году — уже 157,5 тысячи тонн на $477 млн.

В числе основных рынков сбыта долгое время фигурировали государства СНГ и Монголия, теперь к ним добавился Китай, в целом география постоянно расширяется. К настоящему времени Россия входит в первую двадцатку экспортеров шоколада: в 2015 году зарубежные партнеры приобрели продукцию более чем на $420 млн, а доля на мировом рынке составила 1,7%, в 2016 году доля рынка в стоимостном выражении увеличилась до 1,8% (12-е место), по весу — до 2,8% (11-е место). «Объединенные кондитеры» в 2015 году заняли 11-е место в рейтинге ведущих кондитерских компаний мира по версии отраслевой организации Candy Industry.

Поделиться статьей