Культурный экспорт редко измеряют с точки зрения коммерческого успеха. Однако достижения на этом поприще не исключают высоких финансовых показателей, особенно сейчас, когда возможностей монетизации становится всё больше, а потенциальной аудиторией любого проекта может стать сразу весь мир.

В последние годы список таких проектов пополнился российскими мультсериалами «Маша и Медведь» и «Смешарики».

Мультсериал «Маша и Медведь» студии «Анимаккорд» переведен на 25 языков и демонстрировался в более чем 120 странах мира, права на него приобрели Netflix и NBCUniversal. Канал сериала на YouTube одно время входил в десятку самых популярных в мире, а эпизод «Маша плюс каша» занимает 5-е место по числу просмотров за всю историю сервиса — более 2,1 млрд.

В 2015 году «Маша и Медведь» получил престижную премию Kidscreen за лучшую анимацию, а журнал Animation включил его в список 250 мультфильмов, которые неизбежно станут классикой на все времена.

Создатели проекта объясняли интерес к нему за рубежом «уникальностью и необычностью», отсутствием аналогов на западных рынках. Для YouTube идеальным оказался формат серий: 6 минут на полноценную историю.

Сложная мультипликация с убедительными 3D-эффектами требовала существенных вложений как денег, так и времени. На создание первых 52 эпизодов потребовалось около семи лет, а себестоимость одной серии могла доходить до $250 тыс., что является крайне высоким показателем для отрасли. Однако и выручка «Анимаккорд» от этой франшизы несколько лет росла на 30–40% в год и на пике в 2014 году превышала 350 млн рублей.

Ivan Sekretarev/AP/ТАСС

Независимые эксперты (Social Blade) оценивали выручку компании от рекламы на YouTube в $1,5 млн в месяц. Однако настоящей золотой жилой оказалось лицензирование: образы Маши и ее друга легли в основу целого ряда мобильных игр и были использованы для создания самых разных товаров, включая мягкие игрушки, конструкторы, сумки, шоколадные батончики, йогурты. По словам создателей студии, доля выручки от производимых по лицензии товаров составляет около 60%, в основном речь идет о доходах от продаж за рубежом, где процент контрафакта меньше.

«Смешарики» появились на пять лет раньше «Маши и Медведя», в 2004 году, и стали первым российским мультфильмом, которым заинтересовались иностранные телеканалы. Однако в отличие от российского рынка, где «Смешарики» позиционировались как проект для всех возрастов со сложным философским подтекстом, за рубежом его продвигали преимущественно как мультфильм для детей 6–8 лет из-за трудностей адаптации.

Одной из наиболее удачных стала адаптация мультсериала о жизни шарообразных животных для Китая, где его аудитория превышает российскую.

Создатели мультсериала изначально планировали строить вокруг него целый лицензионный мир, включая книги и развивающие игры; для российского рынка эта идея тогда была новаторской. В итоге до 75% выручки студии «Рики», производящей «Смешариков», приходится на продукцию ее 60 лицензиатов, выпускающих около 4,2 тыс. наименований товаров. Основной состав лицензиатов сформировался еще в 2005–2007 годах и с тех пор менялся слабо.

Ярким примером в учебниках маркетинга стала вирусная популярность советского мультфильма о Чебурашке в Японии и других странах Азии с начала 2000-х годов. Этот персонаж стал брендом.

Чебурашка фактически обрел в Японии вторую родину. В 2009 году на телеэкраны в Стране восходящего солнца вышел целый мультсериал из 26 трехминутных эпизодов о новых приключениях ушастого героя, в отличие от кукольного оригинала он был рисованным. А затем японский режиссер Макото Накамура создал полнометражный кукольный фильм, который попал в широкий прокат в Японии, России и других странах. Музыкальную композицию для фильма записала известная японская певица и актриса Каэра Кимура.

Впервые японцы познакомились с Чебурашкой в 2001 году. Мультфильмы показывали в двух небольших кинозалах в Токио и Нагое, и они понравились зрителям настолько, что билеты были распроданы на месяц вперед. Основу аудитории составляли девочки-подростки и девушки — самый активный сегмент японских потребителей.

Мягкие игрушки, изображающие полюбившегося персонажа, входят в число самых продаваемых в Японии. Образы Чебурашки размещают на майках и брелоках, блокнотах и сладостях.

Поделиться статьей