Российские производители мороженого с каждым годом осваивают всё новые рынки. Основной объем экспорта по-прежнему приходится на регион СНГ (около 70% в 2016 году), но его доля снижается благодаря освоению новых рынков. В списке постоянных клиентов появились Южная Корея и Чили, Германия и Израиль, США и Польша. В 2017 году мороженое из России начали закупать в Швеции, Дании, Швейцарии.

В прошлом году экспорт мороженого вырос в стоимостном выражении на 21,5% — до $38 млн, а по весу — на 30% (до 17214 тонн). Корея и Германия увеличили закупки в десятки раз, Китай — примерно в пять раз.

Пик экспортных продаж обычно приходится на второй квартал (более 40% от годового объема): покупатели готовятся к жарким летним месяцам. Однако расширение географии сбыта может позволить российским экспортерам несколько сгладить сезонные перепады.

Бурный рост популярности российского мороженого в Китае принято объяснять «эффектом Си», поскольку лидер страны Си Цзиньпин предпочитает именно российский продукт. По его словам, мороженое в России вкуснее, в том числе и потому, что сливки лучше, чем в Китае. В сентябре 2016 года президент РФ Владимир Путин привез Си Цзиньпину в подарок именно мороженое, что подстегнуло рост его поставок из России в КНР.

Однако на деле подъем начался на несколько лет раньше: один из крупнейших импортеров российского мороженого Manzhouli Ange Import & Export Company из Внутренней Монголии занимается такими поставками с 2011 года. В первой половине 2016 года поставки через некоторые таможенные пункты подскочили на 200%, что заставило китайских бизнесменов договориться о строительстве особого склада площадью 1,3 тыс. кв. м для российского мороженого.

Китайские СМИ отмечали, что жители Поднебесной ценят качество мороженого из РФ: натуральное цельное молоко и сливки, традиционные рецепты и вкусы, в эскимо и аналогичных продуктах — щедрый слой шоколадной глазури. К тому же китайцы были приятно удивлены низкими ценами по сравнению с поставками из других стран.

У российского мороженого в Китае есть еще одно конкурентное преимущество: оно считается экологичным и практически полезным для здоровья, что создает дополнительные возможности продвижения в эпоху повышенного внимания к здоровому образу жизни.

В прошлом году Китай стал крупнейшим импортером продуктов питания из РФ, закупив продовольствия более чем на $1 млрд (таможенные данные).

В 2008–2015 годах продажи мороженого в Китае выросли более чем вдвое, и КНР вышла на первое место в мире по его совокупному потреблению, опередив США. Свою роль сыграли рост доходов населения и Олимпиада 2008 года в Пекине, появление дешевых местных сортов и некоторое упрощение процедуры импорта.

Емкость рынка мороженого в Китае в прошлом году превысила $12,5 млрд. Вместе с тем Китай сохраняет высокий потенциал роста, поскольку потребление мороженого на душу населения всё еще в несколько раз меньше, чем в развитых странах или в России.

Китай считается родиной мороженого: историки говорят, что ледяные сладости на территории современного Китая появились за три тысячелетия до нашей эры, хотя документально зафиксированные рецепты относятся к более позднему периоду. Сначала лед или снег просто смешивали с дольками цитрусовых или зернами граната. Позже форму с заготовкой мороженого — сиропом или смесью фруктов и ягод — помещали в сосуд большего размера, в который засыпали снег или, реже, заливали воду с селитрой. Оба сосуда вращали, чтобы ускорить замораживание и избежать формирования крупных кристаллов, которые ухудшили бы вкус готового продукта.

Россия в силу климата также может похвастаться длинной историей холодных десертов, самые первые из которых представляли собой мелко наструганное замороженное молоко. При этом в отличие от Китая или Европы в России мороженое и его аналоги были доступны всем слоям населения. Европейский вариант мороженого был позаимствован лишь в середине XVIII века.

Поделиться статьей