Украшения работы древнерусских ювелиров находят на территории многих стран современной Европы. Экспорт таких изделий никогда не был приоритетным или особо масштабным, но поддерживал репутацию страны за рубежом, помогал сформировать дополнительный интерес к ней.

Сложная техника исполнения ставила древнерусские золотые и серебряные украшения вровень с продукцией передовых стран Европы. Немецкий знаток ремесел Теофил из Падерборна (XI век) в «Трактате о различных видах искусства» (Schedula diversarum artium) перечислял страны, прославившиеся в том или ином мастерстве. Ювелирам Киевской Руси он отвел второе место после византийских.

Итальянский путешественник Джованни да Плано Карпини в начале XIII века писал, что в Каракоруме (Монголия) видел высокохудожественные изделия некоего ювелира Кузьмы.

Интересно, что в то же время Русь активно и в значительных количествах импортировала благородные металлы, в первую очередь серебро, которое до начала XI века поступало преимущественно из арабских стран, а позднее — из Западной Европы, в основном из германских земель. Дело в том, что собственных серебряных рудников в России не было практически до XVII века, поэтому из-за рубежа привозили иностранные монеты как основу для чеканки собственных и материал для русских ювелиров.

У древних славян рано сложились свои техники изготовления украшений, декоративный и символический ряд. Однако культурный обмен с Византией вывел мастерство древнерусских ювелиров на новый уровень, а позднее его оттенили заимствования из опыта кочевых народов южнорусской степи, включая печенегов и половцев. Новые технологии сначала освоили киевские мастера, но довольно быстро их переняли в Новгороде, Галиче, Владимире, Смоленске и других городах.

Ювелиры того времени применяли ковку, чеканку, пайку, витье, литье по восковой модели и в каменные формы, из более сложных приемов — скань, зернь и чернь, а вершиной их мастерства стала немеркнущая перегородчатая эмаль, техника которой изначально была привезена из Византии и достигла расцвета к середине XII века.

Эмальеры чаще всего работали по золоту. Техника требовала не только большого умения и таланта, но и сосредоточенности на всех этапах процесса. На тонкой золотой пластине, заготовке будущего украшения, мастер продавливал углубления по контуру рисунка. Внутри контура напаивали тонкие золотые нити-перегородки, а затем каждое углубление заполняли эмалью (разноцветной стеклянной массой) в порошкообразном состоянии и обжигали в печи при высоких температурах. Самыми распространенными были синие, красные, белые и зеленые эмали, но использовались и редкие пурпурные, голубые, темно-желтые краски. Готовое изделие тщательно полировали.

Серебряные браслеты и золотые диадемы, ожерелья, серьги шли в Польшу и Чехию, Данию и Швецию, Германию и Нидерланды. Эмали и серебряные изделия, позолоченные или украшенные чернью, высоко ценились в Саксонии. А в 1229 году жители Смоленска заключили торговый договор с немцами, который в числе прочего предусматривал экспорт изящных серебряных сосудов русского производства.

Поделиться статьей