Ремонтопригодность, повышенная проходимость, сохранение работоспособности в самых тяжелых условиях — этими факторами часто объясняют интерес к российской технике на мировом рынке.

Сельхозтракторы Кировского завода, которые полностью отвечают этим требованиям, в последние десятилетия прошли полный цикл развития экспорта. Рост с нуля до сотен единиц в год в советское время, резкое торможение в 1990-е годы, а затем постепенное восстановление — и сейчас модели «Кировцев» после глубокой модернизации заново завоевывают признание на мировом рынке. В 2016 году завод выпустил 2348 тракторов, установив рекорд производства за последние 25 лет. Новые рекорды экспорта — еще впереди.

«Кировец» — энергонасыщенный шарнирно-сочлененный трактор. В этом сегменте не так много игроков даже на мировом уровне, хотя конкуренция остается серьезной: корпорации John Deere, CNH, AGCO, Claas закрепились во многих странах. Вместе с тем создателям «Кировца» удалось найти удачный баланс, который вызывает интерес как внутри страны, так и за ее пределами. Эффективность и надежность сочетаются с простотой обслуживания и ремонта, высокий уровень комфорта для механизатора — с низкой стоимостью владения. Западные пользователи на форумах и в видеоблогах отмечают и неплохие перспективы перепродажи трактора после нескольких лет эксплуатации. Регламент составляет 10 лет, но при правильном подходе и обслуживании реальный срок легко увеличивается до 15-20 лет.

На сегодняшний день за рубежом «Кировцы» шире всего представлены в Казахстане, при этом активно реализуется программа возвращения на рынки Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Австралии. В 2015 году Петербургский тракторный завод («дочка» ОАО «Кировский завод») подписал соглашения о продвижении продукции в Чехии, Словакии, Канаде, Австралии и на Балканах.

А год назад, в мае 2016 года, «Кировцы» вернулись на североамериканский рынок после четверти века отсутствия. Завод отгрузил в Канаду первые два трактора К-744Р4 в комплектации «Премиум» — с новым типом кабины с панорамным остеклением и перекомпонованной системой управления.

История завода началась более 200 лет назад, тогда он назывался Путиловским. Первые тракторы — локализация американских Fordson — были выпущены в 1924 году, а «Кировцы» (К-700) были разработаны только в 1962 году, в июле завод отмечает их 55-летие. Серийное производство сельхозтракторов наладили к 1964 году, и в последующие годы объемы выпуска росли как на дрожжах: с 1200 машин в 1964 году до более 23 000 на пике, в 1987 году.

Массовое производство обеспечивало экономию за счет масштаба и позволяло существенно снизить как себестоимость в расчете на единицу продукции, так и ее конечную цену для внутреннего и внешнего рынка. Лидер мирового тракторостроения John Deere создал собственные мощные модели для освоения больших пространств также в начале 1960-х годов. Однако их цена была вдвое выше, чем у экспортных модификаций «Кировца», при этом по многим техническим характеристикам тракторы были сопоставимы, а по ряду показателей, включая мощность, советские инженеры смогли обойти западных коллег. 700-е одними из первых в мире получили герметичную вентилируемую кабину и подрессоренный мост, при этом тракторы отличались легкостью рулевого управления.

В 1971–1990 годах было выпущено 10 925 экспортных модификаций, практически две трети из них — модель К-700А мощностью 250 л. с. Пик экспортных поставок пришелся на период 1975–1980 годов, когда ежегодно завод экспортировал в среднем по 800–900 тракторов. Самым активным клиентом тогда была ГДР, причем немцы продолжили покупать знакомую продукцию и в 1990-е годы. Между тем уже к началу 1970-х годов «Трактороэкспорт» был представлен более чем в 60 государствах.

За эти годы «Кировцы» успели поработать на всех континентах, в том числе поучаствовать в антарктических экспедициях. Их охотно покупали в тех странах, где была необходимость обрабатывать большие площади: в Канаде, США, Австралии, Южной Америке.

В 1980-е годы Кировский завод поставил в Канаду в общей сложности порядка 300 тракторов. В странах Центральной и Западной Европы парк «Кировцев» до сих пор составляет около 5000 единиц.

«Колхозным тяжеловозам» советского времени, мотоциклам «Урал», также пришлось полностью обновить модельный ряд после начала 1990-х годов. Модернизация была успешной, и именно экспортное направление в свое время помогло выжить Ирбитскому мотоциклетному заводу (ИМЗ). Сейчас «Уралы» заняли за рубежом нишу культовой тяжелой «машины не для слабаков». Особым спросом они пользуются в США, однако эти мотоциклы покупают в Канаде и Австралии, в Европе и на Ближнем Востоке, а последние несколько лет — и в Китае. Наличие коляски — непростительный грех для советских, а потом и российских подростков — придает «Уралу» особый шарм в глазах зарубежных мотоциклистов.

Помимо горячих поклонников, за рубежом у «Урала» есть и яростные критики, и многостраничные форумные баталии двух лагерей подтверждают негаснущий интерес к бренду. Фанаты упирают на ремонтопригодность и всесезонность, запоминающуюся внешность, возможность увезти в дальнюю дорогу не один десяток килограммов снаряжения или посадить спутника рядом с собой, а не сзади. Романтикам длинных мотоциклетных поездок нравится возможность полного привода, в том числе на колесо коляски, — оптимальный вариант для бездорожья.

Для американского рынка «Уралы» открыл в 1990-е годы предприниматель и инвестор Том Линотт, прибывший в Россию налаживать деловые контакты. Он обеспечивал ИМЗ экспортную выручку, продавая около 300 мотоциклов в год, и привозил западных специалистов, которые помогали модернизировать мотоцикл в соответствии со вкусами современных потребителей. Трансформация не могла не сказаться на цене: «Уралы» в Штатах стоят дороже многих «харлеев». Наиболее популярная в США модель Ural Patrol оценивается дилерами от $16 500, более легкий Ural СT («мотоцикл на каждый день») — от $14 500. Всего моделей в списке четыре, заказанный мотоцикл придется ждать от 45 до 90 дней.

Цены Harley-Davidson начинаются ниже $9000. При этом американский гигант «помог» российскому конкуренту, отказавшись от выпуска мотоциклов с боковым прицепом в 2009 году.

ИМЗ начал собирать «Уралы» в 1941 году. Первоначально тяжелые мотоциклы, дизайн которых был позаимствован у BMW R-71, предназначались для фронта. В советские времена Ирбитский мотоциклетный завод на пике мощности выпускал порядка 130 000 мотоциклов «Урал» в год и обеспечивал работой 10 000 человек.

Сейчас заявленный штат ИМЗ меньше 150 человек, а объемы производства — меньше тысячи мотоциклов в год.

В 2015 году выручка ООО «ПК ИМЗ» подскочила до 551,7 млн рублей с 371,8 млн рублей в 2014 году (по данным СПАРК), что объясняется как стабильными продажами, так и ослаблением курса рубля к доллару при высокой доле экспортной выручки.

Поделиться статьей