«Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ) — едва ли не единственный российский бренд, переживший почти три столетия потрясений, менявшийся вместе со страной и до сегодняшнего дня сохранивший актуальность для внутренних и внешних клиентов.

Сейчас ИФЗ — это около 4 тысяч наименований продукции из твердого и костяного фарфора, которая экспортируется в США, Германию, Францию, Великобританию, Канаду, Швецию, Норвегию, Японию и другие страны. Фирменные магазины и партнерские салоны открыты в Париже, Таллине, Торонто, Нью-Йорке, Токио. В декабре прошлого года в Вене была представлена лимитированная коллекция фарфора «Аида» — авторский проект оперной певицы Анны Нетребко совместно с ИФЗ. Оба варианта сервиза «Аида», Limited Edition и Exclusive Limited Edition, эксклюзивно распространяются салоном Imperial Porzellan Wien, официальным австрийским партнером завода.

История завода началась в 1744 году вместе со строительством первой в России и третьей в Европе «порцелиновой мануфактуры» на берегах Невы. Фарфор из Китая был чрезвычайно дорог и редок, и в Европе к началу XVIII века появились его местные аналоги, но и они оставались труднодоступными для российских покупателей. Рецепт фарфора из российского сырья — нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра — был разработан в 1746 году под руководством Дмитрия Виноградова, соученика и товарища Михаила Ломоносова, автора первого в Европе научного исследования о фарфоре. За несколько лет удалось приблизить состав невского фарфора к китайским оригиналам, что долгое время не получалось у европейских конкурентов.

К концу XVIII века в Англии появился костяной фарфор, содержавший от 25 до 50% костяной золы и отличавшийся особой изысканностью, прозрачностью и звонкостью. Британские монополисты держали особенности производства в секрете долгое время, и на ИФЗ (тогда Ленинградском фарфоровом заводе) такие изделия стали выпускать лишь в конце 1960-х годов. Однако оказалось, что ленинградский фарфор тоньше и белее английского при той же благозвучности.

В XX веке мировую славу заводу принес простой и элегантный узор «Кобальтовая сетка», созданный художницей Анной Яцкевич и удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Изначально декор выполнялся золотом по белому фону, но позднее мастер переработала его цветовое решение.

Свое нынешнее название ИФЗ получил в 1765 году и вернулся к нему в 2005 году после целого ряда переименований. С 1936 года появилась марка «ЛФЗ», под которой продукция завода лучше всего известна на зарубежных рынках.

У российского экспорта керамики давняя история: эмалированные изделия и глиняные игрушки с цветной поливой проникали из Киевской Руси и Новгорода в Швецию еще в X веке.

С XIV века известны керамические промыслы Гжели и окрестных деревень, кустарная продукция которых поставлялась и за рубеж, хотя привычный современному взгляду сине-белый стиль появился намного позже, в начале XIX века.

Параллельно развивалось производство керамических игрушек в слободе Дымково близ города Вятки и в селе Филимоново. Дымковскую, или кировскую, игрушку отличает яркая роспись с геометрическим узором и использование золотой краски в отделке. Филимоновские игрушки — разнообразные свистульки, которые и по сей день раскрашивают вручную гусиным пером.

Изначально игрушки были предназначены только для отечественного рынка, однако с середины XX века СССР поставил задачу сделать народные художественные промыслы визитной карточкой страны за рубежом. С этого времени растет узнаваемость промыслов, продукция которых становится популярна в качестве частных сувениров и официальных подарков руководителям других государств.

В целом экспорт кустарно-художественных изделий и игрушек подскочил с примерно 100 тысяч рублей в 1950 году до 17,9 млн рублей в 1986-м. В 1990-е годы производство и экспорт в отрасли резко снизились, и восстановление продолжается до сих пор.

Поделиться статьей